Время на чтение: 3 минут(ы)

«Мои родители всегда были мною всегда недовольны, наверное поэтому я страдаю от заниженной самооценки»

«Психолог сказал мне, что надо поднимать самооценку»

«Помогите мне подработать самооценку, чтобы начальство и коллеги ценили меня….»

(Из писем читателей. Вы тоже можете оставить свой вопрос в форме в конце статьи, я отвечу в одном из выпусков)

В идеале самооценка должна быть равна возможностям, тогда личность  адекватно развивается. Надувая шарик самооценки добиться можно только полного отрыва от реальности, а значит краха в жизни

Письма на эту тему цитировать можно и далее. Вокруг самооценки сейчас так много всего наговорено, что услышать можно просто что угодно…..

Попробуем разобраться:

  • · Так что же такое это пресловутая самооценка?
  • · Можно ли её поднимать, да и нужно ли?
  • · И кто за неё отвечает?
  • · Да и зачем она нужна, для каких таких загадочных успехов?

Попробуем разобраться быстро и без мутных рассуждений, которыми окружена эта достаточно несложная тема.

Самооценка – это совсем просто. Пожалуй, это самое простое в поведенческой психологии человека.

Самооценка – это адаптивная вспомогательная способность психики. Это способность оценивать свои возможности в конкретном деле, свою способность или неспособность решить какую-то конкретную задачу, выполнить работу, привлечь внимание другого человека, вызвать сексуальный интерес конкретного лица и так далее.

Важно понять раз и навсегда: вне конкретных обстоятельств самооценки не существует! Как таковой абстракции «самооценка» просто не может быть.

Если говорить об абстрактной величине – оценке своих способностей «вообще», то это будет не механизм адаптации, а наоборот, механизм деградации! Очевидно, что человек, считающий себя априори успешным, равно как и неуспешным во всём на свете абсолютно неадекватен.

Так что ответ на второй вопрос также очевиден: поднимать надо не самооценку, а собственные возможности. А самооценку держать в узде, максимально приближенной к реальности.

Никто и никогда не может отобрать, унести, лишить Вас Вашей самооценки, равно как никто в ней не виноват. Последнее и вовсе абсудрно.

За оценку своих возможностей отвечает сам человек, его взрослое Я, личность. Чем лучше отвечает, чем адекватнее, реалистичнее личность оценивает себя, тем больше у личности потенциал роста. Если говорить языком психотерапии, тем ближе личность к состоянию самоинтеграции.

Чем хуже Вы можете соотнести свои возможности с реальностью, тем дальше Вы от интеграции, тем менее взрослой является Ваша личность. Дети обычно переоценивают свои возможности, у них механизм самооценки только развивается.

Из-за Вашего желания опираться на других и возникают все эти странности с «самооценкой».

Винить кого-то за деформацию своей самооценки абсурдно.

Можно упрекать родителей в жестокости, если она была. Правда, современные родители чаще страдают сверх опекой. Но и тем и другим нельзя сломать самооценку, можно не научить самостоятельности, это да. Ну так учитесь сами!

Взрослый человек за всё в своей жизни отвечает сам. Разумеется, включая способность к оценке своих возможностей, то есть за свою «самооценку».

А нужна она людям всего лишь для того, чтобы трата их сил была рациональной: чтобы человек не брался за то, что ему не по плечу. Но за то, что в его «круге возможностей», отвечал в полной мере.

Самооценка – это один из личностных навигаторов, важный, но не единственный. И все страсти по поводу нападок со стороны на самооценку всех и всяческих недругов абсурдны. Их стоит выкинуть из головы, чтобы отвечать за свою судьбу в полной мере, не доверяя её ни родителям, ни друзьям, ни начальству…..

А для этого надо отстать от всех, пусть они оценивают Вас реально, по тому, какой уж Вы есть. И рулить этим уж точно бесполезно пытаться. Но именно это делают люди, «защищая свою самооценку». Обычно это ещё и смешно выглядит со стороны.

Инга Райская