«Мои родители всегда были мною всегда недовольны, наверное поэтому я страдаю от заниженной самооценки»
«Психолог сказал мне, что надо поднимать самооценку»
«Помогите мне подработать самооценку, чтобы начальство и коллеги ценили меня….»
(Из писем читателей. Вы тоже можете оставить свой вопрос в форме в конце статьи, я отвечу в одном из выпусков)
Письма на эту тему цитировать можно и далее. Вокруг самооценки сейчас так много всего наговорено, что услышать можно просто что угодно…..
Попробуем разобраться:
- · Так что же такое это пресловутая самооценка?
- · Можно ли её поднимать, да и нужно ли?
- · И кто за неё отвечает?
- · Да и зачем она нужна, для каких таких загадочных успехов?
Попробуем разобраться быстро и без мутных рассуждений, которыми окружена эта достаточно несложная тема.
Самооценка – это совсем просто. Пожалуй, это самое простое в поведенческой психологии человека.
Самооценка – это адаптивная вспомогательная способность психики. Это способность оценивать свои возможности в конкретном деле, свою способность или неспособность решить какую-то конкретную задачу, выполнить работу, привлечь внимание другого человека, вызвать сексуальный интерес конкретного лица и так далее.
Важно понять раз и навсегда: вне конкретных обстоятельств самооценки не существует! Как таковой абстракции «самооценка» просто не может быть.
Если говорить об абстрактной величине – оценке своих способностей «вообще», то это будет не механизм адаптации, а наоборот, механизм деградации! Очевидно, что человек, считающий себя априори успешным, равно как и неуспешным во всём на свете абсолютно неадекватен.
Так что ответ на второй вопрос также очевиден: поднимать надо не самооценку, а собственные возможности. А самооценку держать в узде, максимально приближенной к реальности.
Никто и никогда не может отобрать, унести, лишить Вас Вашей самооценки, равно как никто в ней не виноват. Последнее и вовсе абсудрно.
За оценку своих возможностей отвечает сам человек, его взрослое Я, личность. Чем лучше отвечает, чем адекватнее, реалистичнее личность оценивает себя, тем больше у личности потенциал роста. Если говорить языком психотерапии, тем ближе личность к состоянию самоинтеграции.
Чем хуже Вы можете соотнести свои возможности с реальностью, тем дальше Вы от интеграции, тем менее взрослой является Ваша личность. Дети обычно переоценивают свои возможности, у них механизм самооценки только развивается.
Винить кого-то за деформацию своей самооценки абсурдно.
Можно упрекать родителей в жестокости, если она была. Правда, современные родители чаще страдают сверх опекой. Но и тем и другим нельзя сломать самооценку, можно не научить самостоятельности, это да. Ну так учитесь сами!
Взрослый человек за всё в своей жизни отвечает сам. Разумеется, включая способность к оценке своих возможностей, то есть за свою «самооценку».
А нужна она людям всего лишь для того, чтобы трата их сил была рациональной: чтобы человек не брался за то, что ему не по плечу. Но за то, что в его «круге возможностей», отвечал в полной мере.
Самооценка – это один из личностных навигаторов, важный, но не единственный. И все страсти по поводу нападок со стороны на самооценку всех и всяческих недругов абсурдны. Их стоит выкинуть из головы, чтобы отвечать за свою судьбу в полной мере, не доверяя её ни родителям, ни друзьям, ни начальству…..
А для этого надо отстать от всех, пусть они оценивают Вас реально, по тому, какой уж Вы есть. И рулить этим уж точно бесполезно пытаться. Но именно это делают люди, «защищая свою самооценку». Обычно это ещё и смешно выглядит со стороны.
Инга Райская